ерезапуск kizu.ru

Привет! Я очень долго шёл к этому, и вот оно случилось — я перезапускаю свой сайт. Мне сложно сосчитать, какая по счёту это версия — кажется, что их было уже около десяти.

Каково главное отличие этой версии? Она сырая! Она дичайше, ужасающе непроработанная, корявая, сломанная. Не смотрите в исходники, правда. И это не терновый куст — там сейчас взаправду всё плохо. Почему? Потому что я решил бороться с перфекционизмом. Раньше я вылизывал, вытачивал и отшлифовывал свой сайт и его код; предъявлял сайт миру только когда меня всё устраивало. Сейчас же меня почти ничего не устраивает. И это отлично!

адача

Итак. Почему же я вообще переделал сайт, почему считаю, что даже в текущем недоделанном виде он всё равно лучше старой версии?

Ответ прост. Я поставил перед собой задачу сделать сайт таким, чтобы мне было просто его обновлять. Предыдущие версии сайта, какой бы движок под ними не лежал, не были для меня удобны, и это стало для меня непреодолимым барьером. Мне было лень делать кучу лишних действий для того, чтобы добавить новую страницу на сайт или хотя бы что-то обновить. Хотя хотелось писать, много писать. У меня огромное число идей для постов, для проектов, и для всего остального, что я хотел бы опубликовать.

К счастью, путём проб и ошибок, прототипов и переделок с нуля, я нашёл решение, которое позволит мне заниматься сайтом в удовольствие. Вот оно:

itHub & Jekyll

Я могу сложить оду Гитхабу — восхваления тому, что делают эти ребята достойны отдельной серии статей. Но я сейчас остановлюсь на главном.

Гитхаб предосталяет возможность хостинга статичных сайтов — GitHub Pages. Можно взять свой репозиторий, залить в него статичные файлы и, если всё сделать правильно, можно будет посмотреть на свой статичный сайт либо на адресах Гитхаба, либо на своём домене, настроив соответствующим образом DNS.

Счастье не было бы полным, если бы хостинг был совсем статичным. Ребята из Гитхаба добавили возможность внести чуть-чуть логики и автогенерации — генератор статики Jekyll. Это единственный способ сделать что-то сложное на базе GitHub Pages (помимо чисто клиентских решений и предгенерённой заранее статики), но при этом оно очень хорошее и вполне рабочее.

Смысл в том, что на базе Jekyll можно очень просто поднять обычный блог — там есть всё, что для этого нужно: категории, теги, пермалинки, генерация фидов и прочее, и прочее. Так как это генератор статики, то каждая страница генерируется лишь один раз — потому нагрузка на сервер будет минимальной — в итоге все пользователи будут получать обычный статичный html. Поэтому многие авторы выбирают именно Гитхаб в качестве площадки для хостинга своих проектов, в том числе и с большим числом посещений.

Эту платформу выбрал и я. У меня было очень много всяких требований — я буду вести блог на двух языках, у меня есть множество экспериментов, которые надо в том или ином виде отображать на страницах, а также есть куча идей о том, что же ещё можно добавить на сайт. В Jekyll используется шаблонизатор Liquid — он позиционируется как «безопасный», поэтому (видимо) он очень простой, и с помощью него сложно сделать что-то заковыристое. Но — реально. Я активно ковыряю этот движок и уже сделал довольно много интересных улучшений для блога — об этом точно будет серия статей, а может, я когда-нибудь допилю это дело и до самостоятельного проекта, с помощью которого любой желающий сможет завести себе простой, но мощный и удобный блог. Так что ожидайте обновлений — я, правда, уделю много внимания этой связке — GitHub+Jekyll+Liquid.

rose.io

Так как я использую Гитхабовский Jekyll, мне получается достаточным всего лишь запушить изменения в соответствующий репозиторий сайта — и весь проект пересоберётся и перевыложится. А так как у Гитхаба есть отличный API — существуют и сторонние сервисы, которые упрощают всё ещё больше. В общем-то, сейчас можно создавать пост только через веб-интерфейс: теперь для ведения блога мне не нужно ничего клонировать, достаточно лишь зайти на Гитхаб или prose.io — и там всё будет очень просто и удобно. Да, я об этом тоже напишу как минимум одну статью.

«Напишу статью»

Вы заметили, что я уже много раз упомянул, что я собираюсь написать кучу статей? Я себе пообещал в новом году, после запуска сайта, писать не реже раза в неделю. Но пока что всё выглядит так, что обновления на сайте буду случаться гораздо, гораздо чаще — за время простоя сайта накопилось огромное число идей и мыслей.

Так что — ждите! Я постараюсь чередовать статьи про то, как я создавал сайт (с подробностями по технологиям, решениям и дизайну) с более общими статьями — на темы, которые я обещал осветить в твиттерах, либо просто о том, что наболело.

Я пока не решил какой же в итоге будет формат блога/сайта, всё ещё может не раз измениться (скажем, я пока не уверен, что смогу поддерживать в нормальном темпе и в одинаковом качестве публикацию статей на обоих языках), но я точно обещаю, что скучно не будет.

ёрстка и дизайн

Как я уже сказал — сейчас сделан самый минимум, позволяющий мне просто взять и создать новый пост, либо поправить старый. Остальное — не закончено, хоть вешай гифку с землекопом.

Вёрстка — на стадии грязного-грязного прототипа, там нет почти ничего интересного. Ну, точнее есть, но оно погребено под горами мусора. Неэффективные селекторы, никакого кодстайла (тем более всё генерится из Стайлуса), куча повторений и лишних стилей — в общем, не читайте мой CSS. Всё, что будет принимать завершённую форму, я буду описывать в новых статьях, так что можно просто подписаться на Фид, либо зафолловить меня в твиттере.

Дизайн, с другой стороны, почти устаканился. Наверняка многое поменяется, но основные концепции уже можно увидеть.

  1. Шрифт! Ему я уделил больше всего внимания. Его много: я выбрал максимально комфортный для себя размер шрифта. Если кому-то он покажется большим — всегда можно откинуться на спинку табуретки, либо уменьшить размер шрифта средствами браузера. Большой шрифт — лучше маленького.

    Мне, внезапно, захотелось поставить шрифт с засечками. Настолько, что я в итоге долго искал какой же конкретно шрифт мне подойдёт. К сожалению, бесплатных кириллических шрифтов очень мало, просмотрев все доступные варианты, я в итоге пошёл смотреть на платные. Их уже чуть больше, и я остановился на шрифте работы студии Letterhead — «21 cent». Не знаю чем, но он мне приглянулся. Настолько, что я купил основные начертания, — он у меня, в итоге, лицензирован. Купил у myfonts.net — у них получается не так дорого и единоразово (если не считать лимиты на просмотры, которые можно за деньги увеличивать навсегда).

    Вообще, со шрифтами я намучился. Догадайтесь, что я сейчас скажу? Про это когда-нибудь будет пост!

  2. Минималистичность. Как я уже написал в твиттере — сложно сделать минималистичный текстовый сайт так, чтобы он в итоге не оказался копией сайта iA. У меня несколько итераций подходили опасно близко к тому, что получилось у них. В итоге я постарался остановиться и подумать — что же нужно сделать, чтобы было и просто, и хорошо, и результат можно было хоть как-то отличить от аналогичных сайтов, которые заполонили интернеты в последнее время? Надеюсь, у меня получилось. Конечно, ещё не всё доработано — скажем, списки постов по разделам совсем не готовы, многие места будут дорабатываться и улучшаться, но в целом всё будет выглядеть примерно так, как сейчас.

  3. Визуальные решения — то, что отличает мой сайт от остальных — можно вынести в отдельный пункт. Я про это всё ещё напишу (да!), но если кратко: посмотрите на цветовую гамму, я постарался избавиться от чистых чёрных и серых цветов, на шапку и футер постов (приём не новый, но пока ещё не сильно распространённый) и на ссылки. Да, не подчёркнутые, пока на них не наведёшь курсор. Но — явно отличимые, с посещённым состоянием и одной маленькой, но приятной деталью, связанной с подчёркиванием :)

pen Source

Несмотря на то, что сайт внутри сырой, я выкладываю его исходники. Помимо утилитарной необходимости, описанной выше в «Задаче», подобное решение даёт возможность использовать все прелести опенсорса — кто угодно может пойти и поправить ошибки у меня на сайте или в любой статье. Более того, в конце каждой статьи я сейчас размещаю две ссылки — на добавление нового issue на Гитхабе (такой аналог комментирования), и ссылку на исходник в prose.io — если залогиниться туда через Гитхаб, то можно будет очень просто редактировать любой пост в блоге.

В итоге — нашли ошибку/опечатку? В каждой статье есть простой способ либо об этом сообщить, либо сразу же и исправить. Для обоих случаев количество необходимых действий — минимально, а профит будет для всех: я получу исправленные статьи, а вы — плюс в карму, коммиты/issue в репозитории и благодарность от меня.

Да, обо всей этой затее с issues и prose.io будет точно больше одного поста.

езюмируя, или tl;dr

У вас перед глазами — первый пост из многих грядущих в обрамлении нового сайта. Сайт пока сырой, но дальше — больше. Всё будет становиться только лучше, и о процессе я буду или писать в блог, или хотя бы уведомлять в твиттере.

Спасибо, что дочитали до конца (или доскроллили). Следите за обновлениями и, если что, не стесняйтесь посылать пулл-реквесты с исправлением моих ошибок.

estarting kizu.ru

Hi¬†there! That was a¬†long way and¬†I think I‚Äôm somewhere near the end¬†‚ÄĒ I‚Äôm relaunching my¬†site. I¬†can‚Äôt remember how many versions¬†of¬†it were there¬†when it¬†was entirely in¬†Russian, but that would be¬†the second version of¬†my¬†site in¬†English.

Oh, did¬†I say I‚Äôm near the end? I¬†lied. You know what is¬†the main feature of¬†this version? It‚Äôs rough. It‚Äôs terribly, awfully draft, it’s broken and smelling. Don‚Äôt look at¬†the source¬†‚ÄĒ you won‚Äôt find there anything better than ugly, barely working code. Really, I‚Äôm not joking. Why is¬†it¬†so? I¬†decided to¬†fight my¬†perfectionism. I¬†tended to¬†polish, refine and then polish again my¬†site before; I¬†tried to¬†show only the bestestest code¬†I wrote. But now, this version¬†‚ÄĒ it is¬†so¬†far from anything¬†I would like before. And that‚Äôs awesome.

he Goal

So, why did I rewrote the whole site from scratch? Why do I think that it’s superior to the previous variants even in it’s deeply rough form?

That‚Äôs easy. I¬†set the goal for myself: make a¬†site that would be¬†easy to¬†update. That‚Äôs it¬†‚ÄĒ all other versions with all engines¬†I tried for them weren‚Äôt handy for¬†me. I had a¬†lot of¬†things to¬†do¬†for updating and filling the site or¬†changing any parts of¬†it. And I¬†wanted to¬†just write, write a¬†lot. I¬†have a¬†lot of¬†ideas for posts and things to¬†publish at¬†my¬†site, but I‚Äôm lazy. Any previous version was like a¬†wall for¬†me, the wall¬†I couldn‚Äôt make myself to¬†jump over.

However, after a¬†lot of¬†prototypes, different engines and rewriting the whole thing several times, I¬†came up¬†with the solution that would fit me¬†and would make updating my¬†site a¬†pleasure. And here it¬†is. All the basic features that I wanted are complete, so I can’t wait anymore and launch it. But why is it pleasure to update the site now?

itHub & Jekyll

I¬†could praise and praise GitHub¬†‚ÄĒ all the work those people do¬†is¬†worth a¬†bunch of¬†articles. But I‚Äôll mention just one thing now.

GitHub gives you a¬†way to¬†host static sites¬†‚ÄĒ GitHub Pages. You could take your repo, throw some static files in¬†it¬†and after a¬†few simple actions you could look at¬†your own static site either at¬†GitHub, or¬†at¬†your own domain if¬†you‚Äôd set it¬†up.

But there is¬†more: other than just hosting plain dull static files, GitHub allows you to¬†autogenerate them for you¬†‚ÄĒ using Jekyll.

You could easily make a¬†basic¬†blog using Jekyll¬†‚ÄĒ it¬†has everything you‚Äôd need for¬†it: categories, tags, permalinks, generating feeds, etc. And as¬†it‚Äôs a generator, every page is¬†generated just once, on¬†your push to¬†the repo, so¬†it¬†makes it¬†nice for performance and server load¬†‚ÄĒ users would get just plain htmls. A¬†lot of¬†people chosen the GitHub as¬†a¬†hosting for their blogs.

I‚Äôve chosen too. I‚Äôve always had a¬†lot of¬†demands for a¬†static generators¬†‚ÄĒ I¬†write in¬†two languages, have a¬†lot of¬†experiments embedded in¬†posts and a¬†lot of¬†other stuff. Jekyll uses Liquid templating engine. It‚Äôs rather simple, but with some guts you could do complex things with¬†it. I‚Äôve dig it¬†a¬†bit and made a¬†lot of¬†small improvements for my¬†blog¬†‚ÄĒ there would be¬†at¬†least several articles on¬†that. And maybe someday I‚Äôll refine and rewrite all those things to¬†a¬†state of¬†a¬†standalone project that could be¬†used as¬†a¬†boilerplate for a¬†simple nice and powerful blog with all interesting features included. So, wait for updates¬†‚ÄĒ there would be¬†some.

rose.io

Ok, so¬†I‚Äôm using GitHub, so¬†I can just push the changes to¬†it¬†and they‚Äôll go¬†live. But GitHub have a¬†nice API¬†‚ÄĒ so¬†there are some web apps that already use it¬†and do¬†a¬†great job with¬†it. One of¬†them¬†is prose.io¬†‚ÄĒ and it¬†works really well, I¬†think I‚Äôll write an¬†article or¬†two on¬†it¬†someday. I¬†really liked¬†it.

‚ÄúWrite an¬†article‚ÄĚ

How much times did¬†I say ‚ÄúI‚Äôll write an¬†article on¬†that‚ÄĚ already? The point is¬†I came with that New Year‚Äôs Resolution: to¬†write at¬†least one article a¬†week after launching the¬†new site. But everything tells me¬†there would be¬†more articles: I¬†have a¬†lot of¬†drafts and ideas to¬†tell and write¬†on.

So, just wait for it! I’ll try to mix articles on the making of the new version of site with those I have already ideas for or with just anything that would fly there in a front of my eyes.

I’m not sure about the format of the blog/site, because everything could easily change, but I’m sure it would be fun.

arkup & Design

As¬†I¬†already mentioned¬†‚ÄĒ right now there is¬†only basement for the site that gives me¬†an¬†easy way to¬†write a¬†new article, change any previous one or¬†just play with anything. Everything else is¬†unfinished.

Markup is in a state of an early prototype, there is almost nothing interesting here. Well, some nice touches are there hopefully, but they are covered with layers of trash. Bad selectors, no continuous code style (the styles are generated from Stylus actually), a lot of copy-and-pasting, extra code and other bad things. Don’t read my CSS. All the things that are nice I’ll mention in all the new shiny posts, so you could just subscribe to the RSS or follow updates in my twitter.

Design, on the other hand, is almost stable. Yeah, there would be changes and a lot of them, but the whole concept is there.

  1. The Font. I¬†spend a¬†lot of¬†attention to¬†it. There is¬†a¬†lot of the¬†Font: I‚Äôve chosen a¬†big one for body, big enough for¬†me¬†at¬†least. If¬†it¬†seems too big for you¬†‚ÄĒ you could reduce it¬†using your browser or¬†just sit farther from the display. I¬†think it‚Äôs better to¬†please those who are not that good at¬†looking at¬†small letters than those with eagle eyes.

    Also, the font is¬†serif. The sad part is¬†that my¬†blog is¬†both on¬†English and on¬†Russian¬†‚ÄĒ and there are very few good free fonts with cyrillic subset. And a¬†little more paid ones. I‚Äôve chosen to¬†pay. The font¬†is ‚Äú21¬†cent‚ÄĚ by¬†Letterhead Studio. Don‚Äôt know why, but¬†I really like this font. I¬†bought it¬†from myfonts.net¬†‚ÄĒ it‚Äôs nice they have it ‚Äôcause almost all other paid font providers are somewhat greedy¬†‚ÄĒ I¬†don‚Äôt think paying monthly fee for a¬†font is¬†nice.

    The whole font story is really tough and long. You can guess if it would translate into an article someday.

  2. Minimalism. I‚Äôve already mentioned it¬†at¬†twitter¬†‚ÄĒ it‚Äôs very hard to¬†make a¬†minimalistic textual site and not fall into cloning great iA‚Äôs¬†site. Some of¬†the iterations¬†I did for my¬†site were dangerously close to¬†that one. Maybe that‚Äôs not that bad after all, but I‚Äôve stopped and tried to¬†find what to¬†do¬†to¬†make my¬†site somehow stand out of¬†similar ones. Minimalistic text-only sites are¬†a¬†trend, so¬†it¬†would be¬†nice if¬†my¬†site would be¬†recognisable in¬†some way. Of¬†course, it‚Äôs not finished, but¬†I hope the shape can be¬†seen.

  3. Visual features. I‚Äôll certainly write more posts on¬†that, so¬†only briefly now: look at¬†the gamma and colors. I¬†tried to¬†reduce number of¬†plain black and gray colors (and plain white too), using a¬†small tint to¬†everything. Also look at¬†the header and footer (on¬†desktop)¬†‚ÄĒ I¬†know, it‚Äôs not a¬†new effect, but¬†I¬†kinda liked it¬†and wanted to¬†use it¬†there as¬†it¬†perfectly fits into theme. And look at¬†the links¬†‚ÄĒ the colors, the visited ones and especially look at¬†the¬†small thingy that can be¬†visible on¬†the underline that appears on hover.

pen Source

Despite the rough trashy code inside, the code of¬†this site is¬†on¬†GitHub. Yeah, it‚Äôs needed for all this Jekyll magic to¬†work, but there is¬†also another thing: the power of¬†open source. Anyone could go¬†and fix all those awful mistakes I¬†do while writing the posts in¬†English (in¬†a¬†verrry bad English I guess, sorry!)¬†‚ÄĒ now it‚Äôs very easy. Every article on¬†site have two links at¬†the bottom: one for creating an¬†issue on¬†GitHub straight away¬†‚ÄĒ so¬†you can point me¬†to¬†any errors or¬†add something to¬†the post, and if¬†you‚Äôre that generous, there is¬†a¬†link to¬†the article at¬†prose.io¬†‚ÄĒ so¬†you could go¬†and fix¬†it.

Those actions would be very fast as long as you have GitHub account, so I hope you would use it. Thank you in advance!

This whole idea on going open source for articles is great, so there would be a lot of articles on that coming.

hat’s it or tl;dr

Ok, so¬†you can see the first post from a¬†list of¬†all those I‚Äôll write¬†‚ÄĒ with a¬†new site under them. It‚Äôs drafty, broken in¬†a¬†lot of¬†ways and smells inside, but that would change someday. Everything would be¬†better and better and I‚Äôll try to¬†cover all the changes I¬†do either in¬†articles, or¬†just in¬†twitter.

So, thank you for reading this lengthy post (or scrolling till the end at least). Follow the updates, send pull requests and stay tuned!

Published on with tags: