овёрнутый текст

Некоторое время назад я уже делился этим решением в твиттере, но на этот раз хочу написать о нём немного подробнее.

Задача: получить повёрнутый на 90 градусов текст.

Проблема: широко известно, что при использовании transform, блок ведёт себя аналогично сдвигу через position:relative — продолжает занимать место в потоке по состоянию до трансформации, так что, по факту, изменение происходит только визуальное.

Однако, довольно часто можно захотеть повернуть блок так, чтобы этот поворот влиял и на поток. Например, если мы захотим выстроить несколько вертикальных блоков в ряд, подобно книгам на полке, или если мы захотим использовать повёрнутый текст в качестве заголовков таблицы — в этих случаях нам нужно будет гарантировать, что высота станет равна ширине блока, в то время как ширина — высоте.

У меня получилось решить эту задачу с одним допущением: нужно знать высоту поворачиваемого элемента. В этом случае реализация становится очень простой:

  1. Нам понадобится дополнительный элемент. HTML каждого блока будет примерно таким:

    <span class="rotated-text">
        <span class="rotated-text__inner">
            Rotated foo
        </span>
    </span>
    
  2. Врапперу мы задаём вот такие стили:

    .rotated-text {
        display: inline-block;
        overflow: hidden;
    
        width: 1.5em;
        line-height: 1.5;
    }
    

    Здесь мы делаем элемент инлайн-блочным (это не критично, сработало бы и блочное отображение, но инлайн-блок чаще бывает нужен), затем обрезаем все выступающие части (пригодится позже), далее задаём ширину, равную текущей высоте блока, — то самое допущение (line-height тут приведён в качестве примера того, что сейчас определяет высоту блока, а так как все элементы, используемые в примере, однострочные, то это и будет его высотой).

  3. Внутренний элемент делаем инлайн-блочным, чтобы его ширина схлопнулась по контенту. После чего задаём white-space:nowrap для того, чтобы ничего никуда не переносилось (ведь выше мы ограничили ширину), ну и поворачиваем блок, считая верхний левый угол точкой отсчёта (для читаемости свойства приведены без префиксов):

    .rotated-text__inner {
        display: inline-block;
        white-space: nowrap;
    
        transform: translate(0,100%) rotate(-90deg);
        transform-origin: 0 0;
    }
    
  4. А теперь самое главное: нам нужно сделать этот внутренний элемент «квадратным» — это сделает высоту конечного элемента равной ширине, ну а ширина у нас обрезается враппером. Для того, чтобы сделать наш элемент квадратным, я применяю вот такой вот трюк:

    .rotated-text__inner:after {
        content: "";
        float: left;
        margin-top: 100%;
    }
    

    Вроде всё довольно просто, но немногие знают о том, что вертикальные маджины и паддинги, заданные в процентах, исчисляются не от высоты блока, а от его ширины. Это поведение редко используется на практике, но у нас как раз тот случай, когда оно пригодилось.

В итоге мы получаем квадратный элемент, обрезаемый враппером до ширины своей прошлой высоты, такой элемент можно использовать в любом контексте, для него будут работать разные свойства вроде text-align или vertical-align, так что можно сказать, мы получили «честный» повёрнутый блок.

Ну и несколько живых примеров:

аголовки таблиц

Очевидный пример — компактные по ширине заголовки таблиц.

«Книжная полка»

Так как повёрнутые блоки получаются «честными», то, если выстроить их в ряд, высота ряда будет равна высоте самого большего из них:

Как-то так.

Ещё раз: мы должны знать высоту блока, так что, если понадобится поворачивать таким образом многострочные блоки, нужно будет соответствующим образом изменять ширину их врапперов.

Кроме того, возможно, этот метод можно заставить работать и в IE — применив матричный фильтр для поворота и добавив элемент в замену псевдоэлементу. Мне лень всё это делать, но вы можете всегда попробовать это сделать сами :)

otated text

Once I already shared this solution on twitter, but this time I’m going to write a bit more on it.

The task is to get the text rotated by 90 degrees.

The problem: it‚Äôs widely known that when you use transform, the block behaves similar to¬†the position:relative¬†‚ÄĒ its place in¬†the flow is¬†not changed after the transformation, so¬†the change is¬†only visual.

However, rather often you‚Äôll need to¬†rotate the block in¬†a¬†way the flow would change either. Like if¬†we‚Äôd want to¬†put some rotated blocks in¬†a¬†row, or¬†if¬†we‚Äôd want to¬†have vertical headers in¬†tables¬†‚ÄĒ in¬†those cases we¬†would need the height of¬†the block to¬†be¬†its width after the rotate and vice versa.

I¬†managed to¬†make this work with one assumption¬†‚ÄĒ we¬†would need to¬†know the height of¬†the¬†rotated element. In¬†such case the solution would be¬†rather simple:

  1. We would need to have an extra element. HTML for each block would be like this:

    <span class="rotated-text">
        <span class="rotated-text__inner">
            Rotated foo
        </span>
    </span>
    
  2. Wrapper would get those styles:

    .rotated-text {
        display: inline-block;
        overflow: hidden;
    
        width: 1.5em;
        line-height: 1.5;
    }
    

    Here we¬†make our element to¬†be¬†inline-block (that‚Äôs not critical, the block display would work too, but inline-block is¬†often handier), then we¬†remove all the extra things using¬†overflow (we¬†would need this later) and set the width to¬†the current elements‚Äô height¬†‚ÄĒ the mentioned assumption (and line-height is¬†placed here as¬†an¬†example of¬†what defines the blocks‚Äô height).

  3. Then we make the inner element to be inline-block too, so its width would be collapsed to its content. After this we make it have white-space:nowrap, so nothing would wrap (because of the fixed width in the previous step), and then we actually rotate the block from the left top corner using transform-origin (for readability the transform properties are given without proper prefixes):

    .rotated-text__inner {
        display: inline-block;
        white-space: nowrap;
    
        transform: translate(0,100%) rotate(-90deg);
        transform-origin: 0 0;
    }
    
  4. And now the key part of¬†my¬†solution: we¬†need to¬†make this inner element to¬†be square¬†‚ÄĒ this would make the resulting element to¬†have the height of¬†its width, and the width would be¬†equal to¬†the assumed height on¬†the wrapper. So, to¬†make an¬†element squarish we¬†use this trick:

    .rotated-text__inner:after {
        content: "";
        float: left;
        margin-top: 100%;
    }
    

    Not that hard, but not a lot of people remember that top and bottom paddings and margins set in percents are using the width of the parent element, not its height. This behavior is not widely used, but here is a case where it’s useful at last.

So, in¬†the end we¬†got a¬†square element, whose width is¬†hidden by¬†the overflow on¬†wrapper and this element could be¬†used in¬†any context, so¬†it¬†would be¬†affected by text-align or vertical-align. It¬†is¬†rather ‚Äúfair‚ÄĚ rotated block.

And just some basic examples of usage:

able headers

An¬†obvious example¬†‚ÄĒ compact table headers what don‚Äôt take that much of¬†horizontal space:

‚ÄúBookshelf‚ÄĚ

As¬†all the rotated blocks have fair place in¬†a¬†flow, you could arrange them in¬†a¬†row so¬†they won‚Äôt overlap each other and the height of¬†the whole row would be¬†equal to¬†the ‚Äúhighest‚ÄĚ of¬†them:

So, that’s it.

Once again: we need to know the initial height of the rotated block, so if we’d need to rotate multiline blocks, we’d need to change their resulting width accordingly.

Also, this method could work in¬†IE¬†‚ÄĒ by¬†adding matrix filter and converting a¬†pseudo-element to¬†an¬†actual one¬†‚ÄĒ but I‚Äôm lazy enough to¬†do¬†this. But if¬†you‚Äôd like, you could try and make it¬†by¬†yourself :)

Published on with tags:

Thanks to Fev for the illustration.