словия для CSS-переменных

Переменные в CSS очень мощные и позволяют делать множество интересных вещей. Но у нас пока нет нативных условных конструкций, которые бы мы применяли вместе с ними. В этой статье я расскажу об одном из обходных путей, который можно использоватьт в качестве таких псевдо-условий.

Я начну с того, что в спецификациях нет про условия для CSS-переменных. Я думаю, что это огромное упущение, так как, хотя переменные уже предоставляют кучу вещей, которые невозможно достичь иными средствами, отсутствие условий очень удручает, так как их очень много для чего можно было бы использовать.

Но что, если бы нам захотелось использовать эти воображаемые несуществующие условные конструкции для переменных уже сейчас? Как и со множеством других вещей в CSS, в каких-то случаях мы можем обойтись и хаками.

пределение проблемы

Итак, что нам нужно: возможность при помощи единственной CSS-переменной уметь задавать разные значения для разных CSS-свойств, при этом без того, чтобы эти значения были основаны на этой самой переменной (или другими словами — эти значения не должны вычисляться из нашей переменной).

Нам нужны условия.

спользование вычислений для бинарных условий

Перейду сразу к делу и приведу сходу решение, которое уже позже объясню, можете сначала попробовать сами понять что тут как работает:

:root {
    --is-big: 0;
}

.is-big {
    --is-big: 1;
}

.block {
    padding: calc(
        25px * var(--is-big) +
        10px * (1 - var(--is-big))
    );
    border-width: calc(
        3px * var(--is-big) +
        1px * (1 - var(--is-big))
    );
}

В этом примере мы заставляем все наши элементы с .block получать паддинги равные 10px и ширины границ равные 1px, до тех пор, пока значение переменной --is-big на этих элементах не станет равным 1, и в этом случае значения станут 25px и 3px соответственно.

Механизм под всем этим довольно простой: мы используем оба возможных значения в едином вычислении, используя calc(), где мы обнуляем одно значение и оставляем другое в зависимости от нашей переменной, которая может принимать одно из двух значений: 1 или 0. Иными словами, у нас там будет 25px * 1 + 10px * 0 в одном случае и 25px * 0 + 10px * 1 в другом.

олее сложные условия

Мы можем использовать этот метод не только для выбора из двух возможных значений, но и для трёх или более. Правда, для каждого нового значения сложность вычисления увеличивается. Так, для трёх возможных значений, вычисление станет уже таким:

.block {
    padding: calc(
        100px * (1 - var(--foo)) * (2 - var(--foo)) * 0.5 +
            20px * var(--foo) * (2 - var(--foo)) +
            3px * var(--foo) * (1 - var(--foo)) * -0.5
    );
}

Тут это вычисление принимает три возможных значения для переменной --foo — 0, 1 и 2, и вычисляет паддинг равный 100px, 20px или 3px соответственно.

Общий принцип тот же: нам нужно каждый возможный результат умножить на выражение, дающее 1 для нужного значения переменной и 0 для остальных. И это выражение составляется так же просто: нам нужно обнулять каждое иное возможное значение переменной. После чего нам нужно подставить то значение, которое должно давать 1 в получившееся выражение и добавить множитель для того, чтобы привести-таки результат к этой самой единице.

озможная ловушка в спецификациях

С увеличением сложности вычислений появляется шанс, что они перестанут работать. Почему? В спецификации есть такая вот заметка (в моём переводе):

Браузеры должны поддерживать calc()-выражения, состоящие как минимум из 20 терминов, где каждое ЧИСЛО, РАЗМЕРНОСТЬ или ПРОЦЕНТ является термином. Если calc()- выражение содержит больше терминов, чем поддерживается, такое выражение должно считаться невалидным.

Конечно, я немного потестировал это дело и не смог найти подобных ограничений в существующих браузерах, но, так или иначе, есть шанс, что если вы напишете достаточно сложный код, то вы столкнётесь с этим ограничением, ну или какие-то браузеры вполне могут его в будущем добавить, так что будьте осторожны.

словия для цветов

Как можно увидеть, такие вычисления могут использоваться только для тех вещей, которые вы можете вычислить, так что не получится использовать это дело для переключения значений свойств типа display и аналогичных. Но что насчёт цветов? На самом деле, мы можем вычислять значения отдельных компонент цвета. К сожалению, сейчас это будет работать только в вебкитах и блинках, а вот Firefox пока не поддерживает calc() внутри rgba() или других цветовых функций.

Но когда такая поддержка появится (ну или если вам захочется поэкспериментировать над этим делом там, где оно уже работает), мы можем делать вещи вроде этой:

:root {
    --is-red: 0;
}

.block {
    background: rgba(
        calc(
            255*var(--is-red) +
            0*(1 - var(--is-red))
            ),
        calc(
            0*var(--is-red) +
            255*(1 - var(--is-red))
            ),
        0, 1);
}

Тут у нас будет по умолчанию зелёный цвет, и красный, если мы зададим --is-red значение 1 (стоит отметить, что если какой-то компонент должен быть нулём, то мы, очевидно, можем просто все его множетели опустить для более компактной записи, но тут я их оставил для лучшего понимания алгоритма).

И, так как мы можем вычислять любые компоненты цвета, мы можем создавать для них наши условные вычисления (и, возможно, сможем делать их даже для градиентов? Вам стоит это попробовать!).

чередная ловушка в спецификациях

Когда я тестировал как работают уловные вычисления для цветов, я наткнулся на очень, очень странное ограничение в . Ограничение под названием «проверка типов». Теперь я её официально ненавижу. Что это ограничение значит — если ваше свойство принимает только значение с типом <integer>, то если у вас внутри calc() будут дробные числа или любое деление, то даже если в результате будет гарантировано целое число, то так называемый «resolved type» будет не <integer>, а <number>, что, в свою очередь, не даст этим свойствам принимать это значение как валидное. А так как, если посмотреть выше, в наших условных выражениях с более чем двумя значениями окажутся дробные модификаторы, то они сделают наши вычисления невалидными, как для компонент цвета, так и для других свойств, принимающих только <integer> (например, z-index).

Вот такое выражение:

calc(255 * (1 - var(--bar)) * (var(--bar) - 2) * -0.5)

Не будет валидным внутри rgba(). Изначально я даже думал, что такое поведение — баг, особенно учитывая, что цветовые функции вообще хорошо переваривают всякие значения, выходящие за разумные границы (вы вполне можете написать rgba(9001, +9001, -9001, 42) и это даст вам валидный жёлтый цвет), но вот эта вот типизация оказывается слишком сложно перевариваемой для браузеров.

озможные решения?

Есть одно довольно далёкое от идеала решение. Так как в нашем случае мы знаем и желаемое значение, и проблемный модификатор с дробью, то мы можем предвычислить их вместе и округлить перед тем, как вставлять в calc(). Да, во многих случаях получаемое значение будет чуть отличаться из-за потери в точности. Но это же лучше, чем ничего, ведь правда?

Хотя есть ещё одно решение, но которое будет работать только с цветами — мы можем использовать hsla вместо rgba, так как в таком случае внутри будут не целые числа, а то, что таки нормально пережёвывает calc(). Но да, для свойств вроде z-index это не прокатит. И даже для цветов всё равно возможны небольшие потери в точности если переводить для этого rgb в hsl. Но эти потери должны быть меньше, чем в предыдущем решении.

репроцессинг

Тогда как для бинарных условий вполне реально писать вычисления вручную, для более сложных случаев, или в случае тех же цветов, нам бы пригодились инструменты, которые бы позволили делать это всё автоматически. К счастью, у нас есть для этого препроцессоры.

Вот как я реализовал это быстренько на :

    conditional($var, $values...)
      $result = ''

      // If there is only an array passed, use its contents
      if length($values) == 1
        $values = $values[0]

      // Validating the values and check if we need to do anything at all
      $type = null
      $equal = true

      for $value, $i in $values
        if $i > 0 and $value != $values[0]
          $equal = false

        $value_type = typeof($value)
        $type = $type || $value_type
        if !($type == 'unit' or $type == 'rgba')
          error('Conditional function can accept only numbers or colors')

        if $type != $value_type
          error('Conditional function can accept only same type values')

      // If all the values are equal, just return one of them
      if $equal
        return $values[0]

      // Handling numbers
      if $type == 'unit'
        $result = 'calc('
        $i_count = 0
        for $value, $i in $values
          $multiplier = ''
          $modifier = 1
          $j_count = 0
          for $j in 0..(length($values) - 1)
            if $j != $i
              $j_count = $j_count + 1
              // We could use just the general multiplier,
              // but for 0 and 1 we can simplify it a bit.
              if $j == 0
                $modifier = $modifier * $i
                $multiplier = $multiplier + $var
              else if $j == 1
                $modifier = $modifier * ($j - $i)
                $multiplier = $multiplier + '(1 - ' + $var + ')'
              else
                $modifier = $modifier * ($i - $j)
                $multiplier = $multiplier + '(' + $var + ' - ' + $j + ')'

              if $j_count < length($values) - 1
                $multiplier = $multiplier + ' * '

          // If value is zero, just don't add it there lol
          if $value != 0
            if $modifier != 1
              $multiplier = $multiplier + ' * ' + (1 / $modifier)
            $result = $result + ($i_count > 0 ? ' + ' : '') + $value + ' * ' + $multiplier
            $i_count = $i_count + 1

        $result = $result + ')'

      // Handling colors
      if $type == 'rgba'
        $hues = ()
        $saturations = ()
        $lightnesses = ()
        $alphas = ()

        for $value in $values
          push($hues, unit(hue($value), ''))
          push($saturations, saturation($value))
          push($lightnesses, lightness($value))
          push($alphas, alpha($value))

        $result = 'hsla(' + conditional($var, $hues) + ', ' + conditional($var, $saturations) + ', ' + conditional($var, $lightnesses) + ', ' + conditional($var, $alphas) +  ')'

      return unquote($result)

Да, кода довольно много, но этот миксин способен генерировать условия как для чисел, так и для цветов, и не только для бинарных условий, но и для любого числа возможных значений в них.

Использование миксина очень простое:

border-width: conditional(var(--foo), 10px, 20px)

Первый аргумент — наша переменная, вторым аргументом будет то значение, которое должно применяться когда переменная будет равна 0, третий аргумент — 1, и т.д.

Вызов миксина выше сгенерит вот такое условное выражение:

border-width: calc(10px * (1 - var(--foo)) + 20px * var(--foo));

А вот более сложный пример с цветами:

color: conditional(var(--bar), red, lime, rebeccapurple, orange)

Он сгенерит то, что вы точно не захотите писать вручную:

color: hsla(calc(120 * var(--bar) * (var(--bar) - 2) * (var(--bar) - 3) * 0.5 + 270 * var(--bar) * (1 - var(--bar)) * (var(--bar) - 3) * 0.5 + 38.82352941176471 * var(--bar) * (1 - var(--bar)) * (var(--bar) - 2) * -0.16666666666666666), calc(100% * (1 - var(--bar)) * (var(--bar) - 2) * (var(--bar) - 3) * 0.16666666666666666 + 100% * var(--bar) * (var(--bar) - 2) * (var(--bar) - 3) * 0.5 + 49.99999999999999% * var(--bar) * (1 - var(--bar)) * (var(--bar) - 3) * 0.5 + 100% * var(--bar) * (1 - var(--bar)) * (var(--bar) - 2) * -0.16666666666666666), calc(50% * (1 - var(--bar)) * (var(--bar) - 2) * (var(--bar) - 3) * 0.16666666666666666 + 50% * var(--bar) * (var(--bar) - 2) * (var(--bar) - 3) * 0.5 + 40% * var(--bar) * (1 - var(--bar)) * (var(--bar) - 3) * 0.5 + 50% * var(--bar) * (1 - var(--bar)) * (var(--bar) - 2) * -0.16666666666666666), 1);

Стоит отметить, что у меня в миксине нет поддержки тех мест, где принимаются только <integer>, так что он может не работать для z-index и прочих. Но он уже конвертирует цвета в hsla(), чтобы с ними справляться (хотя и это можно доделать так, чтобы это происходило только тогда когда нужно, а не всегда). Другая вещь, которую я не реализовал (пока?) в этом миксине — возможность прокидывать в качестве значений другие CSS-переменные. Это вполне возможно для тех свойств, что принимают не <integer>, так как их можно будет просто подставлять в наши условные вычисления. Возможно, когда-нибудь я и найду время чтобы это доделать. А пока можно для простых случаев писать эти выражения вручную следуя алгоритму, описанному в этой статье.

олбеки

Конечно, если вы действительно собираетесь всё это дело использовать, вам понадобится возможность использовать фолбеки. Для браузеров, не поддерживающих переменные, это просто — можно определять декларацию с фолбеком заранее:

.block {
    padding: 100px; /* fallback */
    padding: calc(
        100px * ((1 - var(--foo)) * (2 - var(--foo)) / 2) +
            20px * (var(--foo) * (2 - var(--foo))) +
            3px * (var(--foo) * (1 - var(--foo)) / -2)
    );
}

Но вот когда дело доходит до цветов, то появляется проблема: как только появляются переменные, то по факту (и это очередное очень странное место в спецификациях), тупо любая декларация, в которой есть CSS-переменные, оказывается валидной. А это значит, что не получится использовать фолбек для чего-либо, где есть CSS-переменные:

background: blue;
background: I 💩 CSS VAR(--I)ABLES;

Вот это вот — валидно согласно спецификациям, фон будет принимать своё initial значение, а фолбек применяться не будет (даже если ну совершенно очевидно, что остальные части значения ну уж точно некорректны).

Так что, для того, чтобы предоставлять фолбеки в подобных случаях, нам надо будет воспользоваться обёрткой с @supports, в которой мы будем проверять поддержку всего кроме переменных.

В нашем случае нам надо добавить такую обёртку для Firefox:

.block {
    color: #f00;
}
@supports (color: rgb(0, calc(0), 0)) {
    .block {
        color: rgba(calc(255 * (1 - var(--foo))), calc(255 * var(--foo)), 0, 1);
    }
}

Тут мы тестируем поддержку вычислений внутри цветовых функций, после чего применяем условное вычисление для цвета внутри этой проверки.

В принципе, вполне возможно создавать такие фолбеки автоматически, но я бы не рекомендовал использовать для этого препроцессоры — сложность того, что для этого нужно будет делать уже превышает возможности препроцессоров.

ценарии использования

Я, правда, не люблю расписывать сценарии использования для вещей, необходимость в которых очевидна. Так что я буду краток. И да, я опишу сценарии использования условий не только для переменных, но и для вычислений с помощью calc().

Наверняка есть и другие сценарии использования для условий, расскажите если придумаете! Я сам, уверен, натыкался на множество из них, но, так как у меня очень плохая память, то я не запоминаю всё-всё, что я хочу делать с CSS. Потому что я хочу делать всё.

удущее

Я бы очень хотел увидеть условия для CSS-переменных в спецификициях CSS, так чтобы нам не приходилось прибегать к хакам и мы могли бы использовать условия и для невычисляемых значений. Ну и даже с хаками пока невозможно использовать условия кроме как строгого равенства, так что никаких нам «если переменная больше, чем X» и подобных вещей. Я не вижу причин почему в CSS нельзя добавить полноценные условия, так что если вы знакомы с кем-то, кто разрабатывает спецификации CSS — вы им намекните там. Я только надеюсь, что нам не ответят что-то вроде «просто используйте JS» и не станут делать предположения о том, почему это в принципе невозможно. Да вот же, оно уже возможно, пускай и с хаками. Не может быть никаких оправданий.

onditions for CSS Variables

CSS variables are very powerful, and they allow to do a lot of interesting things. But there are no native conditionals that we could use in CSS with them. In this article I’ll talk about one of the ways we can fake such conditions with calculations.

I’ll start from this: there are conditions in specs to use with CSS variables. I think that this is a really big flaw in specs, as while variables already provide a lot of things that were not possible in any other way before, the absence of conditions is really frustrating, as there could be a lot of uses for them.

But what if we’d need those imaginary conditional statements for our CSS variables now? Well, as with a lot of other CSS stuff, we can hack our way around for same cases.

he Problem’s Definition

So, what we need is a way to use a single CSS variable for setting different CSS properties to different values, but not based directly on this variable (that is — those values shouldn’t be calculated from our variable). We need conditions.

sing Calculations for Binary Conditions

Long story short, I’ll just present the solution to you right now and would explain it later:

:root {
    --is-big: 0;
}

.is-big {
    --is-big: 1;
}

.block {
    padding: calc(
        25px * var(--is-big) +
        10px * (1 - var(--is-big))
    );
    border-width: calc(
        3px * var(--is-big) +
        1px * (1 - var(--is-big))
    );
}

In this example, we’re making all our elements with .block to have paddings equal to 10px and border widths to 1px unless the --is-big variable on those elements won’t be 1, in which case they would become 25px and 3px respectively.

The mechanism beyond this is rather simple: we use both our possible values in a single calculation using calc(), where we nullify one and keep another value based on the variable’s value which can be either 1 or 0. In other words, we’ll have 25px * 1 + 10px * 0 in one case and 25px * 0 + 10px * 1 in another.

ore Complex Conditions

We can use this method to choose not only from 2 possible values but for choosing from 3 or more values. However, for each new added possible value the calculation becomes more complex. For choosing between 3 possible values it would already look like this:

.block {
    padding: calc(
        100px * (1 - var(--foo)) * (2 - var(--foo)) * 0.5 +
            20px * var(--foo) * (2 - var(--foo)) +
            3px * var(--foo) * (1 - var(--foo)) * -0.5
    );
}

This could accept 0, 1 and 2 values for --foo variable and calculate the padding to 100px, 20px or 3px correspondingly.

The principle is the same: we just need to multiply each possible value to an expression that would be equal to 1 when the condition for this value is the one we need and to 0 in other cases. And this expression can be composed rather easily: we just need to nullify each other possible value of our conditional variable. After doing this we’d need to add our triggering value there to see if we’d need to adjust the result so it would be equal to 1. And that’s it.

Possible Trap in the Specs

With the increasing complexity of such calculations, there is a chance at one point they would stop from working. Why? There is this note in specs:

UAs must support calc() expressions of at least 20 terms, where each NUMBER, DIMENSION, or PERCENTAGE is a term. If a calc() expression contains more than the supported number of terms, it must be treated as if it were invalid.

Of course, I tested this a bit and couldn’t found such limitations in the browsers I tested, but there is still a chance either you would write some really complex code that would meet the possible existing limit, or some of the browsers could introduce this limit in the future, so be careful when using really complex calculations.

onditions for Colors

As you can see, those calculations could be used only for things that you can calculate, so there is no chance we could use it for switching the values of display property or any other non-numeric ones. But what about colors? Actually, we can calculate the individual components of the colors. Sadly, right now it would work only in Webkits and Blinks, as Firefox don’t yet support calc() inside rgba() and other color functions.

But when the support would be there (or if you’d like to experiment on this in browsers with an existing support), we could do things like that:

:root {
    --is-red: 0;
}

.block {
    background: rgba(
        calc(
            255*var(--is-red) +
            0*(1 - var(--is-red))
            ),
        calc(
            0*var(--is-red) +
            255*(1 - var(--is-red))
            ),
        0, 1);
}

Here we’d have lime color by default and red if the --is-red would be set to 1 (note that when the component could be zero we could just omit it at all, making out code more compact, here I kept those for clarity of an algorithm).

As you could do those calculations with any components, it is possible to create those conditions for any colors (and maybe even for gradients? You should try it!).

nother Trap in the Specs

When I was testing how the conditions work for colors, I found out a really, really weird limitation in . It is called Type Checking. I now officially hate it. What this means is that if the property accepts only <integer> as a value, if you’d have any divisions or non-integers inside the calc() for it, even if the result would be integer, the “resolved type” wouldn’t be <integer>, it would be <number>, and that means that those properties won’t accept such values. And when we’d have calculations involving more than two possible values, we’d need to have a non-integer modifiers. And that would make our calculation invalid for using with colors or other integer-only properties (like z-index).

That is:

calc(255 * (1 - var(--bar)) * (var(--bar) - 2) * -0.5)

Would be invalid when inside of the rgba(). Initially I thought that this behaviour is a bug, especially knowing how the color functions can actually accept the values that go beyond the possible ranges (you can do rgba(9001, +9001, -9001, 42) and get a valid yellow color), but this typing thing seems to be too hard for browsers to handle.

olutions?

There is one far from perfect solution. As in our case we know both the desired value and the problematic modifier, we can pre-calculate them and then round it up. Yep, that means that the resulting value could be not exactly the same, as we would lose some precision in some cases. But it is better than nothing, right?

But there is another solution that would work for colors — we can use hsla instead of rgba, as it accepts not integers, but numbers and percentages, so there won’t be a conflict in type resolving. But for other properties like z-index that solution won’t work. But even with this method there still could be some losses in precision if you’re going to convert rgb to hsl. But those should be less than in previous solution.

reprocessing

When the conditions are binary it is still possible to write them by hand. But when we’re starting to use more complex conditions, or when we’re getting to the colors, we’d better have tools that could make it easier to write. Luckily, we have preprocessors for this purpose.

Here is how I managed to quickly do it in :

    conditional($var, $values...)
      $result = ''

      // If there is only an array passed, use its contents
      if length($values) == 1
        $values = $values[0]

      // Validating the values and check if we need to do anything at all
      $type = null
      $equal = true

      for $value, $i in $values
        if $i > 0 and $value != $values[0]
          $equal = false

        $value_type = typeof($value)
        $type = $type || $value_type
        if !($type == 'unit' or $type == 'rgba')
          error('Conditional function can accept only numbers or colors')

        if $type != $value_type
          error('Conditional function can accept only same type values')

      // If all the values are equal, just return one of them
      if $equal
        return $values[0]

      // Handling numbers
      if $type == 'unit'
        $result = 'calc('
        $i_count = 0
        for $value, $i in $values
          $multiplier = ''
          $modifier = 1
          $j_count = 0
          for $j in 0..(length($values) - 1)
            if $j != $i
              $j_count = $j_count + 1
              // We could use just the general multiplier,
              // but for 0 and 1 we can simplify it a bit.
              if $j == 0
                $modifier = $modifier * $i
                $multiplier = $multiplier + $var
              else if $j == 1
                $modifier = $modifier * ($j - $i)
                $multiplier = $multiplier + '(1 - ' + $var + ')'
              else
                $modifier = $modifier * ($i - $j)
                $multiplier = $multiplier + '(' + $var + ' - ' + $j + ')'

              if $j_count < length($values) - 1
                $multiplier = $multiplier + ' * '

          // If value is zero, just don't add it there lol
          if $value != 0
            if $modifier != 1
              $multiplier = $multiplier + ' * ' + (1 / $modifier)
            $result = $result + ($i_count > 0 ? ' + ' : '') + $value + ' * ' + $multiplier
            $i_count = $i_count + 1

        $result = $result + ')'

      // Handling colors
      if $type == 'rgba'
        $hues = ()
        $saturations = ()
        $lightnesses = ()
        $alphas = ()

        for $value in $values
          push($hues, unit(hue($value), ''))
          push($saturations, saturation($value))
          push($lightnesses, lightness($value))
          push($alphas, alpha($value))

        $result = 'hsla(' + conditional($var, $hues) + ', ' + conditional($var, $saturations) + ', ' + conditional($var, $lightnesses) + ', ' + conditional($var, $alphas) +  ')'

      return unquote($result)

Yep, there is a lot of code, but this mixin can generate conditionals both for numbers and colors, and not only for two possible conditions but for many more.

The usage is really easy:

border-width: conditional(var(--foo), 10px, 20px)

The first argument is our variable, the second one is the value that should be applied when the variable would be equal to 0, the third — when it would be equal to 1, etc.

This above call would generate proper conditional:

border-width: calc(10px * (1 - var(--foo)) + 20px * var(--foo));

And here is a more complex example for the color conditionals:

color: conditional(var(--bar), red, lime, rebeccapurple, orange)

Would generate something that you surely wouldn’t want to write by hand:

color: hsla(calc(120 * var(--bar) * (var(--bar) - 2) * (var(--bar) - 3) * 0.5 + 270 * var(--bar) * (1 - var(--bar)) * (var(--bar) - 3) * 0.5 + 38.82352941176471 * var(--bar) * (1 - var(--bar)) * (var(--bar) - 2) * -0.16666666666666666), calc(100% * (1 - var(--bar)) * (var(--bar) - 2) * (var(--bar) - 3) * 0.16666666666666666 + 100% * var(--bar) * (var(--bar) - 2) * (var(--bar) - 3) * 0.5 + 49.99999999999999% * var(--bar) * (1 - var(--bar)) * (var(--bar) - 3) * 0.5 + 100% * var(--bar) * (1 - var(--bar)) * (var(--bar) - 2) * -0.16666666666666666), calc(50% * (1 - var(--bar)) * (var(--bar) - 2) * (var(--bar) - 3) * 0.16666666666666666 + 50% * var(--bar) * (var(--bar) - 2) * (var(--bar) - 3) * 0.5 + 40% * var(--bar) * (1 - var(--bar)) * (var(--bar) - 3) * 0.5 + 50% * var(--bar) * (1 - var(--bar)) * (var(--bar) - 2) * -0.16666666666666666), 1);

Note that there is no detection of <integer>-accepting properties, so that won’t work for z-index and such, but it already converts colors to hsla() to make them manageble (though even this could be enhanced so this convertation would happen only when it would be needed). Another thing I didn’t implement in this mixin (yet?) is the ability to use CSS variables for the values. This would be possible for non-integer numbers as those values would be inserted as is in the conditional calculations. Maybe, when I’ll find time, I’ll fix the mixin to accept not only numbers or colors but also variables. For the time being it is still possible to do using the algorithm explained in this article.

allbacks

Of course, if you’re planning to actually use this, you’ll need to have a way to set fallbacks. They’re easy for browsers that just don’t support variables: you just declare the fallback value before the conditional declaration:

.block {
    padding: 100px; /* fallback */
    padding: calc(
        100px * ((1 - var(--foo)) * (2 - var(--foo)) / 2) +
            20px * (var(--foo) * (2 - var(--foo))) +
            3px * (var(--foo) * (1 - var(--foo)) / -2)
    );
}

But when it comes to colors we have a problem: when there is a support for variables, in fact (and that’s another really weird place in specs), just any declaration containing variables would be considered valid. And this means that it is not possible in CSS to make a fallback for something containing variables:

background: blue;
background: I 💩 CSS VAR(--I)ABLES;

Is valid CSS and per specs, the background would get an initial value, not the one provided in a fallback (even though it is obvious that the other parts of the value are incorrect).

So, what we need in order to provide a fallback in those cases — add @support wrapper that would test the support for everything except for the variables.

In our case, we need to wrap our conditional colors for Firefox in something like this:

.block {
    color: #f00;
}
@supports (color: rgb(0, calc(0), 0)) {
    .block {
        color: rgba(calc(255 * (1 - var(--foo))), calc(255 * var(--foo)), 0, 1);
    }
}

Here we’re testing a support for calculations inside color functions and applying the conditional color only in that case.

It is also possible to create such fallbacks automatically, but I won’t recommend you to use preprocessors for them as the complexity of creating such stuff is much more than the capabilities preprocessors provide.

se Cases

I really don’t like to provide use cases for the things the need for which is obvious. So I’ll be brief. And I’ll state not only the conditions for variables, but also the general conditions, like for the result of calc().

There can be other use cases, tell me if you’d find one! I’m sure I had more of them myself, but I don’t have that good of a memory to remember all the things I ever wanted to do with CSS. Because its all the things.

uture

I would really like to see conditions described in CSS specs, so we would not rely on calc hacks and could use proper conditions for non-calculatable values too. It is also impossible right now to have conditions other than strict equality, so no “when the variable is more than X” and other stuff like that. I don’t see any reasons why we can’t have proper conditions in CSS, so if you know a fellow spec developer, hint them about this issue. My only hope is that they won’t tell us to “just use JS” or find out excuses of why that wouldn’t ever be possible. Here, it is already possible now using the hacks, there can’t be any excuses.

Published on with tags: